В 2013 году сотрудниками городского музея были написаны научные работы по следующим темам:

- «БГМК – флагман цветной металлургии»,

- «Музейная педагогика. Опыт музеев в образовательном процессе»,

- «Краеведение в музее – эффективное средство формирования казахстанского патриотизма»,

- «Памятники Карагандинской области республиканского значения»

1. В научной работе «БГМК – флагман цветной металлургии» прослежен путь от зарождения медного гиганта на Балхаше до сегодняшнего дня. Подробно описаны тяжелые, суровые дни становления завода в 1929-40 годы, стабильная и результативная работа комбината, внедрение новых технологий в 1945-1995 годы, катастрофическая ситуация на комбинате в годы окончательного разрыва (1996-1997 годах) всех экономических связей бывшего СССР. Проанализирован путь становления комбината в качестве корпорации «Казахмыс», основным видом деятельности которой по – прежнему остается добыча и переработка медной руды, производство медной катанки: строительство цеха эмальпровода, драгоценных металлов, ювелирно-декоративного цеха, цинкового завода.

В работе уделено внимание и социальному развитию медного гиганта, как в советское время, так и нынешнее, участию корпорации «Казахмыс» в государственных программах «Дорожная карта» и «Развитие моногородов», так как «Казахмыс» обеспечивает жизнедеятельность трех городов — Жезказган, Сатпаев, Балхаш — и более десятка поселков, где расположены ее структурные подразделения.

2. В научно-исследовательской работе «Музейная педагогика. Опыт музеев в образовательном процессе» на примере Балхашского городского историко – краеведческого музея определяется педагогическая цель музея, роль музеев в воспитательно – образовательном процессе, в приобщении общества к системе общечеловеческих ценностей, опыта предыдущих поколений.В данной работе педагогическая цель музея определена как формирование эмоционально — личностного отношения людей любого возраста к ценностям исторического, культурного и духовного наследия. Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. В исследовательской работе представлен анализ деятельности Балхашского городского историко – краеведческого музея, определены наиболее эффективные формы работы. В наши дни музей рассматривается как одно из важнейших средств образования, способствующих воспитанию разносторонне развитой поликультурной, толерантной личности, истинного патриота и гражданина. Для достижения эффективности деятельности сотрудники Балхашского городского историко – краеведческого музея используют разнообразные виды и формы научно-познавательной, идейно-воспитательной работы: экскурсии, занятия лектория и клуба интересных встреч, краеведческие чтения и выпуски «Краеведческого вестника», исторические календари, видеоэкскурсии, научные конференции, творческие уроки, основанные на материалах музейных экспозиций. В тесном сотрудничестве с краеведами, местными историками, старожилами, при возможном содействии ученых проводится большая работа по сохранению историко-культурного наследия города и края. Материалы музея, представленные в доступной форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе; воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны, привить уважение к мастерству и изобретательности предков, положительное отношение к ручному труду.

3. В научно–исследовательской работе «Краеведение в музее – эффективное средство формирования казахстанского патриотизма» рассматриваются основные направления деятельности Балхашского городского историко – краеведческого музея, которые определяются задачами изучения, пропаганды культурно-исторического наследия, истории родного края. Краеведение является одним из приоритетных направлений в деятельности КГКП «Балхашский городской историко – краеведческий музей». Научно-исследовательская работа состоит из двух частей. В первой части рассматривается история возникновения музеев, их роль в пропаганде национальной истории. Отмечено большое значение музеев в патриотическом воспитании, т.к. музей - это память народа, исторический фундамент, на котором формируется культурная личность. В период становления демократического государства возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях. Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. Краеведческая деятельность позволяет школьнику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность сотрудников музея, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.

Во второй части научно-исследовательской работы «Роль музея как культурно-досугового центра» рассмотрена роль Балхашского музея в формировании казахстанского патриотизма.. Основными формами организации работы с детьми в Балхашском музее являются практикумы, лекции, дискуссии, исторические журналы, конференции, уроки-викторины, конкурсы, занятия, уроки по защите социальных проектов, уроки мужества, уроки-экскурсии.

С раннего возраста дети в доступной форме приобщаются к общественно-политической жизни республики. В экскурсиях-викторинах даются первоначальные сведения о государственных символах Казахстана — флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции Республики Казахстан, о правах ребенка. Этот учебный материал имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются видеофильмы, фотоальбомы, утренники-отчеты. Кроме того, на базе городского музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.

4. В научной работе «Памятники Карагандинской области республиканского значения»рассмотрены памятники, включенные в Государственный список памятников истории и культуры Казахстана. Эти памятники представляют историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеют особое значение для истории и культуры всей страны. В первой главе рассматривается историография данной темы, сделан общий обзор памятников Республиканского значения по областям, отмечено, что списки памятников истории и культуры государственного значения утверждаются Правительством Казахстана по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия. Показана реализация Государственнойпрограммы «Культурное наследие», принятой в 2004 году по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Одним из основных приоритетов которой стало восстановление, реставрация, консервация и музеефикация памятников истории и культуры.

Автором рассмотрены преимущественно памятники Улытауского района – мавзолеи Жоши хана, Алаша хана, Домбаул и др. Выделены памятники истории и культуры, на которых с момента принятия государственной программы «Культурное наследие»прошли реставрационные работы- мавзолеи Агыбай батыра, Жоши хана, Алаша хана, Али Тусуп и др.

Во второй главе сделано описание вышеназванных памятников, приведены некоторые легенды о их возникновении. В ходе данной научной работы сделаны фотоснимки мавзолеев и снят видеоролик, на основе которых осуществляется пропаганда историко – культурного наследия региона.